Печалька Жалька (pechalka_jalka) wrote,
Печалька Жалька
pechalka_jalka

По курдонёрам и клуатрам. Часть первая.

Да-да, у нас вторая порция скрытых драгоценностей по подворотням. Оставим туристов гулять по Крещатику, ахать на Андреевском и класть поклоны в Киево-Печерской лавре, а сами пойдем искать интересное.

Стартуем у фонтана на Золотых Воротах. Кто подробно следит за выпусками нашей передачи (поправляет очки) уже знают, что это знаменитые фонтаны Термена, которых в городе семь штук и все работают. Вот как начали ставить в конце 19-го века, так и булькают. Сегодня мы лениво инстаграмимся на их фоне, а раньше это было разливочно-распивочное место. За одну копейку можно было набрать шесть ведер воды или коня напоить. Самому попить - бесплатно вообще. Сразу после коня. Но мы отвлеклись. Конкретно этот фонтан исполняет желания, правда-правда, стоит только кинуть монетку. Стойте! Ну кто так кидает, господи... Понаехало тут. К фонтану надо стать спиной, а кидать левой рукой через правое плечо. Попал в верхнюю чашу - молодец! Желание обязательно исполнится и вывихнутое плечо заживет.

DSCN3366.JPG


Переходим через дорогу, видим роскошный дом на ул. Владимирская 39. Это удивительно, но в Киеве довольно часты истории, когда самые красивые дома буквально "выживали" хозяев и оставались десятилетиями хранить тишину в своих коридорах. Помпезное здание - бывший доходный дом Сироткина (у Города есть чувство юмора). Первый владелец, Григорович-Барский, взял кредит на постройку этой роскоши, но не потянул и разорился. Домом владел и достраивал господин Сироткин. В 1902 году, когда строительство завершилось, 42-х метровое здание было самым высоким в Киеве. На первом этаже располагалось кафе "Маркиз", которое Булгаков в "Белую гвардию" засунул. Дом был передовым  - с невиданным тогда паровым отоплением и лифтами. А потом пришли Советы, "Маркиз" стал "Лейпцигом" да так и остался, дом по сей день так зовут. Перед Евро-2012 ушлые инвесторы хотели сделать тут гостиницу, внешнюю отделку успели, а внутренности - нет. А там и Евро закончилось, реконструкция потеряла смысл. Так и стоит красавец - внутри разрушен, снаружи припудрен. Кстати, тс-с,секрет, справа видите белой тряпкой затянуто? Это футболист Андрей Шевченко себе старинный особнячок прикупил за три ляма, щяс доламывает.

DSCN3368.JPG

Следующий дом — Владимирская 43, дом Вертинского. Тут он родился и жил на верхнем этаже, тут потерял мать... Незадолго до смерти он напишет признание в любви Городу:
«Я готов целовать твои улицы, прижиматься к твоим площадям.
Я уже постарел, ссутулился, потерял уже счет годам
А твои каштаны дремучие, Паникадила Весны,
Все цветут, как прежде, могучие, Берегут мои детские сны.

Я хожу по родному городу, Как по кладбищу юных дней.
Каждый камень я помню смолоду, Каждый куст вырастал при мне.
Здесь тогда торговали мороженым, А налево была каланча...
Пожалей меня, Господи Боже мой... Догорает моя свеча»
И еще:
«Родина нежная, Звучавшая мне во сне. Юность моя безмятежная, Наконец ты вернулась мне».
На доме есть памятный знак знаменитому киевлянину, на фото видно.

DSCN3368.JPG
DSCN7979.JPG

Красиво? В 1892 так строили жилые дома. Сейчас тут посольство Армении и мальчики с ружбайками неодобрительно смотрят на людей с фотоаппаратом.

DSCN3367.JPG

DSCN3368.JPG

Проходим в арку, сразу же становится тихо - шумная Владимирская осталась за спиной. Впереди живописная аллейка, упирающаяся в Дом Ученых. Построен в 1891 году, архитектором А. Хойнацким для инженера Владимира Качала. Инициалы МК на балконе в честь жены инженера - Марии Качала. Эх, кто бы мне особнячок посвятил... Квартира тоже сойдет, я не капризна.

DSCN7979.JPG

DSCN3374.JPG

Сворачиваем налево. Там неприметный подвальчик и треснутая табличка. Это такая церковь, храм Святой равноапостольной Марии Магдалины. Самый маленький в Киеве, а то и в Украине. Внутри все, как положено в настоящей церкви. Раньше в этом подвале была чрезвычайка чекистов. Здесь они допрашивали, мучили и убивали людей. Местный настоятель рассказывает, что во дворе даже находили человеческие останки. Церковку все пытаются вытурить из  этого, и так не самого сахарного помещения, хотя церковная община и платит, как обычный арендодатель, помесячную плату и коммуналку.


.DSCN7983.JPG
За церковью - бывшая конюшня, вон и сводчатые арочные входы сохранились. А потом совершилась история великого предательства, живая тяга стала нецелесообразной, сотни тысяч лошадок пошли на колбасу, куча сопредельных конных профессий стала не нужна, цыгане плакали и учились варить винт, по полям поехал трактор, по мостовым - сначала смешные, а потом резко шикарные автомобили.
Сейчас тут живут другие кони, железные.



Выходим кружным путем, попутно попадая в стеклянный колодец-атриум,



И прямо по курсу что-то желтое и невыносимо прекрасное. Рассказывали же мне что-то про этот особняк 1912 года, а я всё забыла. Сбоку витраж старинный остался, внизу еще один этаж уходит под землю, вот пожалуй и всё...



За особнячком школа, рядом с ней уже знакомые нам по прошлому выпуску https://pechalka-jalka.livejournal.com/22832.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social петушки Жени Бертолуччи, правда, тут им гребешки поотшибали милые школьники.



Двигаемся в сторону Молодого театра. До этого он был и "Березиль", и "Комсомолец" и здание военного собрания, и доходный дом... А купил его уже знакомый нам банкрот Григорович-Барский. Достроено здание в 1887 году. Маскарон на фасаде стал впоследствии фирменным лого Молодого театра - и на билетах, и на сайте - повсюду эта маска.





Обходим театр по Прорезной и углубляемся в арку. Там на стене - продукт до-мураловской эпохи. Это реклама ресторана, которого больше нет. "Каретный двор" нанял студию «SprayWay» и они нарисовали. Атмосферу старого Киева, говорят, хотели передать. Старый Киев бы вам накакал в ручки, товарищи художники.
Во-первых, на тройках ездиют только зимой в санях. Ну или только почтовые кареты, и то, людей в них должно быть не меньше трех, двое из них должны сидеть на пристяжных. Этого чудо-кучера довезли бы ровно до первого столба. Телеграфного. Кстати говоря, колокольчики (синие ведерки того времени), можно было вешать только на кареты, везущие важные гос.депеши и на почтовые кареты, опять же. Так шо все эти тройки с бубенцами - художественный вымысел писателя Гоголя.

Во-вторых, где у этих животных уздечки и поводья, стесняюсь спросить? Или они силой мысли кучера управляются? (Илон Маск тихо пинает "Теслу" в коридоре).
Короче, всадники апокалипсиса это, а не реклама.



А в дырке у Прорезной 11б  можно подсмотреть, чем занимается посольство Туркменистана в свободное от посольских дел время. Туркменистанцы очень скучают за домом и соорудили себе восточный дворик в ста метрах от Крещатика. Там они, наверное, кушают бешбармак, пьют зеленый чай, тоскуя о парном верблюжьем молоке и выбирают ковры на али-экспрессе...



Выруливаем по очень узкой лесенке в очередной дворик, чтобы подсмотреть там почти хиппи-бас, завитый плющом и забытый. Если у меня когда-нибудь будет машина - она будет именно такой: большой и нелепой.



Когда гуляете по городу, обращайте внимание на подъездные арки - если они художественно прекрасны, значит, вы выходите на красную линию застройки к какой-то центральной улице, а прежде в этом доме жили уважаемые люди, которым делали красиво сразу на входе.



Другие времена - другие песни. Разнузданный молодняк разрисовал одну из подворотен в виде рта. В самом туннельчике - ротовая полость с чертиками-бактериями. А вот что на выходе, я так и не поняла. Какие будут версии?



DSCN3400.JPG


Киев - город одиночеств. Если вам совсем уж невмоготу - могу сдать адресок, где нарисованный мужчина всегда готов преподнести вам букетик.



Выходим на Пушкинскую. Там заповедник табличек советской эпохи. Уже и телефонов таких нет давно, и трудящихся, а таблички - вот они, выжили.




В одном из двориков в проходе есть дверки цвета фуксии. Кто-то говорит - туда прячутся, как в мини-гробики, если проезжает автомобиль. Вторая версия более правдоподобна - это просто кладовки дворника.



Внутри двора - стихи на стенах (тот самый, неизвестный мне, проект местных студентов - стены, расписанные не традиционной пачкотнёй недо-граффитчиков, а поэзией. Кстати, во Львове эта движуха более популярна).



Сейчас это все уже застроили, а в прошлом году можно было подсмотреть "зависшую в воздухе" квартиру, с отдельным входом и крошечным двором-колодцем внутри. К нему вплотную прилегает кусок "отгрызенного" дома. Это Киев, детка. Центр, дорогущая недвижимость, а за фасадами такое...
Так было.



Так стало



Переходим дорогу мимо львиных мордочек и старинного дома на реконструкции с любопытной нумерацией квартир. Одна из них занимает, видимо, пару этажей.




А во дворе два очень красивых дома в стиле неоренессанс - усадьба Михельсона. Вернее, два флигеля. А еще два - на внешней стороне улицы. Ну да и Фридриху Густавовичу, в общем, такой размерчик был по чину и потребностям. Семья большая - 12 человек детей, плюс жена. Вот и строил немецкоподданый себе и детям родовое гнездо, "город в городе", со всей немецкой педантичностью. И это не преувеличение, Фридрих Михельсон знал, с кем имеет дело :-), поэтому свои усадьбы проектировал и строил сам - начиная с производства кирпича, заканчивая последним завитком локона на центральном маскароне. Прозвище у него было забавное "молчаливый миллионер". Тихонечко завел связи с тогдашним мэром, поднялся на торговле недвижимостью, а там и в Городскую Думу избрался, и всё молчком-молчком. Когда господин Михельсон двинул кони, состояние его оценивалось в 2,5 млн рублей. Золотых, царских, а не то, шо щяс. Третью часть Аляски мог купить. Но не купил.




Завистливо вздохнув, двигаемся дальше. К ресторану-музею "Антверпен", такое заведение "два-в-одном" единственное в Украине. Чудесности начинаются сразу на входе. Бохатые ворота - совсем как в Европах, француз склепал. Еще одни точно такие в Лионе есть. Хотите, чтобы весь инстаграм обзавидовался? Фотаемся на фоне ворот, аккуратно замазывая кириллицу.



На входе обязательно какая-нибудь антикварная машинка, их постоянно меняют.




Внутренний дворик оформлен в стиле фахверк, популярном в Германии.



Впрочем, что зря рассказывать, приходите туда пиво пить и попутно глазеть. Правда, дороговато, ну а что вы хотели. Бухать в музее - это дорогого стоит.



На этом первая часть заканчивается, но мы еще вернемся и догуляем!

Tags: фотопрогулка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments