Человек - скотина химиозависимая. Как бы не пыжился "венец творенья", а хапнет кортизола больше положенного - и приветики, депрессулька. Не донесут вам медиаторы эндорфины через синапсы - и вот вы уже мордой к стене, прокручиваете по кругу мысли о тщете всего сущего.
В прекрасном мире будущего о депрессиях будут писать диссертации, удивляться, как это народ жил и даже работу изображал в таком подавленном массовом состоянии, и как мы тут вообще загибались все от нерешенного всякого - онкологии, автомобильных аварий и общего фона бесконечного пиздеца. Это примерно как мы сегодня изумляемся испанке, чуме и средней продолжительности жизни в 40 лет.
Передовая педагогическая наука активно двигает теорию о необходимости чувства базовой безопасности, формируемого в первый год жизни детёныша. То есть, мелкий и беспомощный должен быть твёрдо уверен: мир - не бездонный мешок ужасов, а ништяковое местечко. И если тебе голодно, холодно, одиноко или страшно - придет мама и грудью растолкает все печальки. Если у детёныша эта базовая безопасность запишется на подкорке, он победитель и альфа. Захочет - в розетку полезет, захочет - в собачью пасть, потому что знает - сзади спасительные сиськи. Менее везучие детишки будут шугаться и сидеть под плинтусом "как бы чего не вышло", ибо весь их невеликий жизненный опыт говорит об одном - снаружи опасно, плохо и никто не спасет. Любопытству и развитию это не способствует от слова "совсем". Затем невротические дети (которых большая половина в нашем пост-совочке) вырастают в невротизированных взрослых, не склонных доверять никому. А налог на недоверие, дорогие товарищи, очень и очень высок.
Вы не доверяете соседям и своему району, ставите две бронедвери и тревожную кнопку. Вам кажется, вас дурит ваш бухгатер, вы заказываете по три аудита в год. Вам надо сто тринадцать отчетов, справок и гарантий от невнятных ведомств, доказывающих, что вы молодец и все предусмотрели. Вы ставите повсюду рамки, металлоискатели, три кордона полиции, семь фискальных служб и персональный отряд держиморд. Посмотрите на домики наших состоятельных господ: заборчик метра на четыре, вооруженная охрана стережет периметр, а кое-где и дронов на подлете сбивают. В современном транспарентном обществе - дикая дичь.
Практически каждый метр в городах просматривается камерами наблюдения, а то, что скрыто за дверями и заборами, радостно выкладывается задверными людьми в соцсети. Совершенно добровольно мы рассказываем неведомым серверам, что ели на обед, какой вид из окна и куда мы ездим в отпуск. Подробнейшее досье, любовно составленное каждым на себя и оцифрованное. Всякий может зайти в ваш профиль и отследить эволюцию: от тупых подростковых метаний до восторга от собственных пирогов.
Все слышали про Рыбка-гейт, да? Который был бы невозможен без этой самой транспарентности. Засекреченные випы - на расстоянии свайпа. Сейчас каждый сам себе журналист, фотограф и мемуарист. Башня из слоновой кости внезапно стала прозрачной.
Скажем, прежде мы видели государевых людей на трибуне, где они милостиво шевелили ручкой и гугняво читали речи, сочиненные спичрайтерами. Небожители. Сегодня же можем с изумлением наблюдать, как они пишут чушь в твиттере, где-то откровенно некомпетентны, а где и просто противны. Сказочный ореол над всякой недоступностью угас безвозвратно. Я половине Верховной рады могу в личку неприличных картинок прислать или развести пранком. Возникает закономерный вопрос: по какому праву и за какие заслуги эти обыкновенные и неприятные, в общем, люди, будут решать за качество жизни всех? И на кой хер куча бабла на содержание этих мурзилок улетает? Шоб Добкин-младший нам тектоник в телевизоре показывал?
Вот попомните мое слово: недалек тот день, когда общественно-важные решения будут приниматься путем опросов на фейсбучике, а там и до виртуальных выборов недалеко.
В прекрасном мире будущего человечество найдет способ, как капать себе в нос окситоцин по утрам и не задумываться, что все эти чудесные люди вокруг могут быть каким-то образом опасны. В принципе, за рубежами всякими, люди уже почти совсем очеловечились и не ходят по улицам с угрожающими йоблами, как у нас модно. Не хотят добить слабого, обмануть глупого и прочие наши гоп-стоп радости.
Про неизбежное растворение границ я уже писала. В виртуале оно уже произошло, дело за малым. Люди работают, общаются и женятся сквозь океаны и континенты. Вы только подумайте, еще наши родители не имели того представления о мире, что есть у нас сегодня. "Железный занавес, страна в кольце врагов, загнивающий запад" - вот это всё. А сегодня небольшое устройство размером с ладошку, подробно убедит вас, что за океаном живут не чудища с пёсьими головами, а вполне няшные человеки. Купил билет, сел в автобус - треть Европы за пять дней увидел. И, сюрприз, никто там не собирается на вашу анальную девственность покушаться.
Чтобы в этом большом и общем мире чувствовать себя уютно, надо учиться, учиться и еще раз учиться. В первую очередь - толерантности. Отказаться от черно-белой линейки и научиться понимать, что люди - разные. Всех цветов, размеров, вкусовых, половых и религиозных предпочтений. Социальный процесс феминизации отчетливо работает на закрепление этого нового для человечества поведенческого паттерна. Не обрезать всех по нужному лекалу, а кто выёбывается - расстрелять, а понять и принять каждого. Изменение морально-этической нормы происходит на наших глазах. Снижение общемировой агрессии, практическое отсутствие фронтальных войн, отказ от стремления все захватить, отнять, поделить и углы попутно обоссать, дало человечеству возможность выдохнуть и заняться вещами более созидательными, чем банальное выживание.
Эпоха мира, гуманизации и сытости дает ресурс подумать о механизмах социальной защиты, отказе от дискриминаций, недопустимости харассмента, буллинга и вот этого всего. Фетшейминг - уже неприлично (бодипозитив - привет!), гомофобия - давно неприлично, виктимблейминг - общественно порицаемо.
Дивный новый мир, пожалуй, утрет нос всем утопиям, вместе взятым.
По мотивам лекций Е. Шульман.
