Печалька Жалька (pechalka_jalka) wrote,
Печалька Жалька
pechalka_jalka

Category:

О конформизме

Человек - животная социальная, это нам еще товарищ Аристотель определил в несколько более неуклюжей формулировке.

Желание присоединиться к большинству и всячески ему соответствовать, с одной стороны - основа общества, с другой - мощная платформа для утверждения всяких мерзостей, вроде фашизма, гомофобии, распахивания окна Овертона в какую угодно сторону, да и маркетологи говорят человеческой стадности большое спасибо, втюхивая придурошному населению очередной спиннер.

Слышали ли вы о таком любопытном явлении, которое социальная наука антропология называет "спиралью молчания"? Это когда подходишь к человеку, с виду нормальному, и проводишь среди него опрос на любую тему. "Если не Пу, то кот?" - хитро вопрошает интервьюер. Нормальный с виду человек трётся, жмётся, потеет стыдными местами и думает. В голове его происходит мучительная работа. Он придумывает некое большинство, прикидывает, как бы оно ответило и присоединяется к этому воображаемому сообществу, формулируя ответ. И если из всех свистелок и перделок, которым обвешан современный человек с ног до головы и с утра до вечера (тв, интернет, новости, социальные сети) - ему твердить некую определенную мантру, он легко и с удовольствием примет ее за истину и норму, а чужие мысли - за свои собственные.

В каждом психически здоровом человеке сидит так называемый "наблюдающий другой". Эдакий хмурый сторож, поглядывающий, чо вы там творите и периодически покрикивающий: "Тебе уже 30 лет! Вот люди в твои годы! Глянь - и Машка, и Дашка, и Глашка - а ты говно неумытое. Ану пошла быстро в спортзал, на работу и взамуж!". Или я не знаю, чего он там вам нашептывает - форд-фокус в кредит взять, ипотеку или еще какие признаки того, что жизнь удалась.

У психопатов этого внутричерепного сторожа нет. У них ваще ничо нет, кроме порыва и обсессии. "А давайте убьем всех цыган, геев, евреев и еще кого-нибудь, а сами будем шнапс кушать и в "Лебенсборн" играть! Почему мы? Потому что мы голубоглазые и светловолосые, например."
Психопаты страшно обаятельны этим самым отсутствием рефлексии и нерассуждающей отвагой. А наши собственные решения, подробно обдумываемые, соотносимые с нормой и подвергаемые сомнениям, выглядят бледно и неубедительно на фоне железной уверенности психа в своей правоте.

Про веселые опыты над человеками слыхали, да? Когда дают чуваку кнопку, за шторкой сидит мужчина, и если он неправильно отвечает на вопросы, можно его с помощью этой кнопки бить током. Сила тока нарастает, но вы нажимайте, не стесняйтесь. Чувак нажимает. Мужик за шторкой орёт. Чувак продолжает нажимать - потому что он ответственный хороший мальчик и выполняет условия задачи, несмотря ни на что. Такие же хорошие мальчики и девочки работали в отряде 731, например. Называли людей "бревнами" и делали с ними всякое во имя передовой японской науки.

А знаете, почему вам так некомфортно говорить "нет", иметь мнение, отличное от большинства и вообще, быть собой, а не как положено? Это у вас конформизм чешется и желание вписаться. Потому что быть с большинством безопасно, ненапряжно и как все. Способность контролировать эту свою внутреннюю обезьяну и отрываться от условного стада - хай-левел личностного развития, которого я вам изо всех сил и желаю.
Tags: про_умное
Subscribe

  • Хмурая весна

    Середина апреля, а никак не обвесняет. Деревья голые, холодно, хмуро. После Пасхи, небось, жара начнется. А потом дожди... Мурал "Исчезающий…

  • Продолжаем гулять по Киеву

    Жил-был завод Большевик. Жил-жил, да устарел. Огромные пространства цехов невозможно ни обслужить, ни отопить по рыночным ценам. А выпускаемая…

  • Бесит (мизогинии пост)

    Бесит меня одна девушка фейсбучная до трясучки. Был у ей мужик, прямо альфа-альфа, куды там. В бороде, при пистолетике, военный. Красивый,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Хмурая весна

    Середина апреля, а никак не обвесняет. Деревья голые, холодно, хмуро. После Пасхи, небось, жара начнется. А потом дожди... Мурал "Исчезающий…

  • Продолжаем гулять по Киеву

    Жил-был завод Большевик. Жил-жил, да устарел. Огромные пространства цехов невозможно ни обслужить, ни отопить по рыночным ценам. А выпускаемая…

  • Бесит (мизогинии пост)

    Бесит меня одна девушка фейсбучная до трясучки. Был у ей мужик, прямо альфа-альфа, куды там. В бороде, при пистолетике, военный. Красивый,…