Печалька Жалька (pechalka_jalka) wrote,
Печалька Жалька
pechalka_jalka

Радомышль. 27.05.2018

Троица, три дня выходных. Я ваще-т планировала валяться кверху пузиком, водрузив сверху ноут и спокойно предаваться никому не нужному труду, периодически отвлекаясь на кружечку мартини. Но не так сталося, як мастурбувалося... Поехали по красоту аж под Житомир.

.

В воскресенье все порядочные люди спят. А мы подрываемся по будильнику в семь утра и понуро рабредаемся кто в ванную, кто на кухню.
Скромный завтрак. Я там намазала хумуса с томатами и базиликом и еще мы какой-то паштет купили, рядом полежавший с фуа-грой и стоящий по этому уважительному поводу, как чугунный мост.

У каждого свой кофеин. Сережин - из пакетиков, мой - с газиками. ЗОЖ и мы пошли савсэм разными путями.



Наш чудо-бусик. Через пару минут заполнится детьми, что не помешает водителю крутить всю дорогу то Элджея, то ЛСП, с познавательными песнями про наркотики и доступных женщин, щедро приправленные матом.



Спустя два часа мы на месте. Ехали по самой длинной европейской трассе, Е40, общей длиной 8000 км. Покрытие - отличнейшее, шумозащитные экраны около каждого хутора, цэЕвропа! Последние 20 км нужно было свернуть на Радомысль. Тут-то наши потроха и сплясали краковяк.
Приехали.




Местные жители. Упитанные и умильные.



Нам по дороге всякие страшилки рассказывали про историю местных краев. Мне про Ивана Гонту запомнилось. Попав в плен к полякам, был приговорен к специальной казни - его должны были потихоньку убивать 14 дней. Сначала кожу полосками снимать, присыпать известью и продолжать. И так 7 дней. Потом руки ломать. Потом ноги. Потом еще что-то, до полного польского удовлетворения. Гонта не куксился, его резали на лоскуты, а он в лицо полякам ржал. Пришел Ксаверий Браницкий посмотреть, как дело движется, подивился мужеству истязаемого и проявил милосердие - велел отрубить бедняге голову. Запланированное двухнедельное веселье продолжили уже с трупом. Ровно 250 лет назад дело было. Озверевший был народ, эти наши предки.



Примета хорошего места по-украински. Если рядом с домом лелека (аист) свил гнездо - быть этому дому богатым и счастливым. Люди, приманивая удачу, громоздили тележные колеса на столбы, чтобы привлечь аиста гнездоваться именно под их домом. Пока мы гуляли по замку, один аистенок вывалился из гнезда. Экскурсовод отнесла его на охранный пункт замка, пожилые дядьки обещали позаботиться о птенце.



Замок купила тетя Оля Богомолец. Женщина-врач. Вот такие у нас в Киеве врачи). Захотят замок - покупают замок!



Шутка. На самом деле дама - из "старых денег", общественный деятель и даже кандидат в президенты. В президенты не взяли, зато замок есть. Там около пяти тысяч домашних икон. Они не канонические, писали их местные мастера для домашнего использования, поэтому образы получались более человечными (списанными с пастуха Васьки).

Вообще-то говоря, это не замок, а бывшая мельница готических форм, которая вполне себе молола аж до полета Гагарина. Раньше мельницы здесь была папирня (русским языком выражаясь - бумажная фабрика), поставлявшая километры бумажек в Киево-Печерскую лавру, они там жития святых и евангелия бесконечно переписывали.
План местности.



На входе гостей замка встречает скульптура Архангела Михаила, 19-го века. В руках - весы, взвешивать наши грехи на Страшном суде, а под ногами - попираемая башка дьявола. Потому что добро победит зло. К Страшному суду так точно.



Если это не красота, то что тогда красота? Кстати, замок и окружающий ландшафтный парк наворотили в рекордно короткие сроки, реконструкция велась с 2006 по 2011 год. Вот что денешки животворящие делают!



Над одним из входов в замок стоит архангел Михаил с простреленной грудью. Во времена воинствующего атеизма бравые вояки усердно побеждали каменные изваяния. Мало было просто повалить и осквернить, надо было еще и застрелить. Шоб уж наверняка. Так эту скульптуру 18-го века и нашли, чуток покоцанную в эсесесере, и водрузили над входом, как свидетельство того, что во времена больших перемен достается всем.



Везет мне на упоротых львов. Этот не простой, этот - символ евангелиста Марка (который евангелие от себя сочинил), составная запчасть тетраморфа, а еще он флаг Венеции, глас вопиющего в пустыне, и вообще прям сильно интересный. Вот так сфотаешь случайно упоротого льва, а за ним семь статей из Википедии тянутся. Вообще-то, канонический должен быть с крылышками. Этому старичку из 19-го века их либо поотшибали, либо скульптор имел свое мнение на этот счет.



Волохатый замок, весь завитый плющом, кажется, и на ощупь мягкий.







Рядом с трапезной скромно притулилась статуя св. Варвары. Знаете ее историю? Так я вам щяс расскажу!
Жила-была Варвара, красоты неописуемой. А папка у ней был язычник. Смотрит - хороша девка, как бы не спортили. И посадил в башенку. Пока она там косплеила Рапунцель и обозревала окрестности, решила, что не может быть веселой ватаги языческий божков, есть один и главный Б-г. Из башни вылезла и подалась к христианам - креститься. Отец узнал и осерчал.
- Непокорная дочь! Ану молись, как положено!
- Фиг вам, папенька, я в нонконформистках, звыняйте.
Папенька зело осерчал, доцю пытали долго и изобретательно, потом суровый батя вызвался в палачи и отрубил голову Варваре собственными руками. Сам породил, сам и этсамое. Потом, конечно, молнию в темечко получил, за грехи свои тяжкие, а Варвара - почет, уважение и канонизацию.



И еще один классический сюжет. И снова архангел Михаил! Прямо фан-клуб любителей каменного Михаила. Вон там у него под ногами, похожее на мишку Гамми - это дьявол. Он его побеждает, неистово затаптывая и попирая, держа в руке хоругвь с крестом, как символ победы крестиков над ноликами.



"Назвать все по имени" - завещал нам великий некто. Тетя Оля блюдет заповедь изо всех сил, давая местности несколько безвкусные и девчачьи названия. Это, например, мост Мечты, ведущий к острову Счастья. Вас еще не тошнит от мармелада? Так я добавлю. Там есть еще остров Любви, лавочка поцелуев, мост Верности, Прощения, Благодарности и Памяти... Площадь Мудрости, Вечности (жизни, вселенной и вообще (с)). И даже два водопада. Само собой - Долголетия и Здоровья.



Идем к музею домашней иконы мимо папирни. Там стоят лодки-долбленки, я такие только в фильме "Счастливые люди" видала, сибиряки их "ветками" называли. Наши потяжелее, хоть технология такая же - вынимать мякоть дерева, пока не получится лодка.



Мини-рыцарь сторожит добро.



И душу.




А внутри иконы... Тысячами.








Вот эта, например, - с моей родины, Запорожья. Повитушья икона. Бабки-повитухи с собой таскали, шоб младенчик как надо родился. Видите, поверхность исчиркана? Пуповинки прям на ней разрезали.



Кроме икон - масса предметов домашнего обихода тех лет. Такие скрыни (сундуки) на ножках и с геометричным орнаметном были на Западной Украине. Туда девчата складывали посаг (приданное), вытканое и вышитое своими руками.



Старинные зеркальца, куда я немедленно умостила свою моську.











Иконы Закарпатья, выполненные на стекле. Там больше греко-католиков, иконы не похожи на привычные нашему глазу.



Выставка колыбелей, саночек и игрушек. И корыто расписное.










А это свадебный зал. Тетя Оля не тушуется и делает бизнес. В обрядовой зале вас поженят православно и патриотично за охулиард бабла. А еще тетя Оля предусмотрительная - цены на сайте не публикует)).





Собственно, на этом столе вам испортят паспорт. И жизнь











А потом я маленько отстала от галдящей толпы и протиснулась в пустую комнату. В следующей жизни я хочу быть котиком и греться в этих солнечных квадратах на полу.



Еще немного замка.







Следующий зал - Богоматери. Огромная комната полностью увешана ее иконами с различными сюжетами. Эта странная статуэтка, похожая на некрасивого молдаванина - тоже она.




Спускаемся в концертный зал. Поговаривают, тут какая-то особенная акустика. Включают нам электронный рояль - удостовериться.



В общем-то, на этом экскурсионное обслуживание заканчивается и наступает свободное время. Можно было пойти в папирню и сделать бумагу вот этими руцями, но мы пошли жрать и по сувениры, как и положено нормальному тупому турЫсту.

Жрать давали мало и невкусно.



Туалетный самострел



И пошли бродить по территории.



Есть в графском парке черный пруд, там лилии цветут.





Я раньше почему такой злой был? Потому что у меня монопода не было.












А посреди озера - памятник основателю этих мест. Он на лодочке сидит, видите? С открытой книгой. Это Елисей Плетенецкий, архимандрит Киево-Печерской лавры, который закомандовал тут папирню сделать. Единственный памятник в мире, расположенный на течении реки.



Финальный взгляд на окрестности и отчаливаем к следующей точке.



Ну шо, едем-едем в соседнее село... Это как Пирогово, только концентрированное.



Есть специальный термин для таких этнографических музеев под открытым небом, запоминайте - "скансен". Шведское словечко, они родоначальники такого формата.



История возникновения музея необычна. Жил-был дядя Вова Бондаренко, народный депутат. Голосовал, будку наедал, вышиванку носил - все, как положено. А в 2004 году, во время первого помаранчевого майдана, пережил необычный экспириенс - на него было совершено покушение. И стал дядя Вова о душе думать. И построил храм. А потом возле него этнографический городок вырос. Перевезли и заново собрали 9 аутентичных хат со всей Украины и стали народ просвещать на тему, где наши корни и вотэтавсьо. В украинском селе можно ознакомиться со старинным бытом, самому научиться лепить горшочки и свистульки, угоститься горилкой и покормить поросят. Украинский дзен.

Собственно, церковь, с которой все начиналось.



По случаю Троицы она была открыта, совсем небольшая внутри, с раскиданной осокой и еще какими-то травами по полу. Запах сумасшедший, конечно.



Встреча с Пушистой Жопой.



Экскурсовод поочередно открывал домики и рассказывал о прошлом, которое больше напоминало перманентный фильм ужасов, а не жизнь.
Видите, чем хата покрыта? Это очерет (камыш). Такие крыши служили около сотни лет. Каждая хата была поделена примерно пополам - хозяйственная часть-склад, где держали инструменты и часть припасов, и жилая, с печью и лавками. Эти хаты принадлежали крепкому среднему классу тех времен. Таких уже раскулачивали в славном советском прошлом. Самыми тесными и неудобными были гуцульские хаты, в горах ощутимо холоднее, чем в равнинной части, обогреть большое помещение было почти нереально.



Девчачьи развлечения.




Гипсовый манекен для тех, кто хочет поупражняться в животноводстве.



Парадная одежда порядочной селянки.



И детали быта. Обратите внимание на отделку полочки с глечиками. Котики завоевали мир еще тогда.







Гуцульская хата. Длинная желтая палка - трембита. Самый длинный музыкальный инструмент в мире. Руслана ими Евровидение пугала в далеком 2004 году.



Парадно-выходная обувь и уже знакомые нам иконы на стекле. Обратите внимание на оранамент на рушниках - более сдержанный и геометричный, чем обычные щедро-красные цветы и птицы. Суровые люди гор.









О, а эта любопытная пара обуви в дырочку - одноразовые соломенные топалки. В основном народ гонял босиком, сапоги были дикой роскошью. В церковь босиком не полагалось. Минут за 20 можно было сплести такие тапочки из соломы на один выход. Рядом - деревянные, долговечные, точно, как у голландцев.



Внутреннее убранство хаты и лапти. Да, мы тоже ходили в лаптях).
Видите на столе две скалки лежат? Прототип утюга.




Емкость для хранения зерна и всякого. Выдолбленная из ствола дерева. Ладошка для масштаба.



Еще бытовое всякое.




А потом мы тихо слились и пошли бродить по территории самостоятельно.





Нашли улицу с мастер-классами и магазинчиками.
Тяжелое детство, деревянные игрушки, прибитые к подоконнику...



Там есть мини-зоопарк, можно купить еды и кормить зверушек. Но к нашему приходу звериная еда уже кончилась. Ослик налопался и думает о любви.



А это самая циничная табличка, которую я когда-либо видела.



Дети плотно облепили гончара, слепить свой горшочек без меда мне не удалось.



Ну и ладно, зато взрослым можно шашлыки и пиво, бе-бе-бе.



Заглянули еще в местную пекарню и вынесли оттуда "золотой батон", - рукодельный хлебушек на закваске за скромные 80 грн. Но вкусный, зараза. Мы его прямо с солью почти весь на двоих и схомячили.



Вообще, мастер-классов там вагон. Хошь, подковы научат ковать, хошь - самогон варить. Но мы как-то оказались не готовы к созидательному труду, развалились на лавочке и глазели на уток и придурковатых детишек. А там и автобус.
Tags: Радомышль, едем_едем_в_соседнее_село
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments